Информация для населения

Доклад главы администрации Советского района Кировской области о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2021 год и их планируемых значениях на 3-летний период

29.04.2022

Доклад главы администрации Советского района Кировской области о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2021 год и их планируемых значениях на 3-летний период


Раздел 1

Общая характеристика Советского района Кировской области

 

Советский район находится в  южной  части  Кировской  области. Административный  центр  района - город Советск. На севере Советский район граничит с Верхошижемским районом, с запада – Пижанским и Арбажским районами, с востока – Нолинским и Лебяжским районами, с юга – с республикой Марий Эл. Расстояние до ближайшей железнодорожной  станции Котельнич – 103 км, до  областного  центра - 137 км. Советск -  узел  автодорог.

Население  района  на  01.01.2022 г. составляет  -  23009 человек,  в т.ч. городское – 14869 , сельское - 8140.

Среднегодовая  численность населения  за 2021 год составляет 23282 человека. Численность населения, занятого в  организациях района, включая работающих по найму  у индивидуальных предпринимателей – 8097 человек. Основные  сферы  деятельности – сельское хозяйство (22,3%), образование (14,2%), обрабатывающие производства (14,5%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (14,2%).

В районе 9 сельских поселений, 1 городское  поселение, более 100   населенных пунктов.

Социальная  сфера  района  включает в себя:

9 учреждений  дошкольного  образования, 14  дневных  общеобразовательных  учреждений, 2 государственных образовательных учреждения (лицей, школа-интернат),  2  больничных  учреждения, 20 фельдшерско-акушерских пунктов, 2 врачебные амбулатории, 2 отделения врачей общей практики, Суводский лесхоз-техникум, индустриально-педагогический колледж,  техникум промышленности и народных промыслов,  23 библиотеки, 21 учреждение  культурно-досугового  типа, краеведческий  музей,  школу  искусств, дом  детского творчества, спортивную школу.

Территория района на 01.01.2022 - 2411,1 кв. км.

Советском районе расположены наиболее крупные действующие карьеры по добыче карбонатных пород: Чимбулатский, Береснятский, Поповцевский.  Из добытых известняков и доломитов (в отдельных случаях песчаников) путем дробления и последующей сортировки производят щебень средней твердости. Отходы дробления используются для производства известняковой муки. Известняки нескольких месторождений пригодны для производства извести и цемента.

Леса Советского района занимают 96,201 тыс.га, лесистость территории района составляет 40%. Покрытая лесом площадь составляет 90,393 тыс.га, это 94 % территории леса Советского района. Район имеет свои климатические особенности, которые характеризуются породным составом древесины и имеет ярко выраженный лиственный состав лесного фонда (еловые – 26,9%, сосновые – 27,2%, лиственные – 45,9%). В структуре лесов эксплуатационные леса занимают 50,53 тыс.га (53%) и леса, выполняющие защитные функции – 45,67 тыс.га (47%), расчетная лесосека составляет 168,7 тыс.куб.м. За 2021 год освоение лесосеки составило 68,8% (116,1 тыс.куб.м, в том числе хвойных пород – 58 тыс.куб.м), а в 2020 году этот показатель также был 68,8%.

Широкое распространение в лесопользовании Советского района получили арендные отношения. На сегодняшний день 54,4 % площади лесов передано в аренду. На территории Советского района осуществляют свою деятельность 17 арендаторов. Основным видом использования лесов в районе остается заготовка древесины. Для заготовки древесины на правах аренды предоставлено 18 лесных участков, общей площадью 52,315 тыс.га и ежегодным установленным объемом лесопользования 100,246 тыс.куб.м (55,8 % от ежегодной расчетной лесосеки).

Выгодное географическое положение района, наличие сырьевой базы, транспортных магистралей, рабочей силы, позволяет району быть признанным одним из наиболее перспективных районов для создания новых мощностей по глубокой переработке древесины.

Советский  район  славится  своими  памятниками  природы: Зараменская  пещера, пещера «Киров-600», столбообразная скала «Часовой», Буржатский  утес, Береснятский водопад, Пижемское  городище, Троицкая церковь. Кроме памятников  природы  в  Советском районе много мест, не имеющих статуса памятников природы, но посетить  которые  не  менее  интересно: карстовые воронки у бывшей деревни Чембулат (более 80), «Живой камень», Быковщинское  озеро, Аникин лог, Мушинский  овраг,  Царский Ключ.

Наиболее значимые предприятия района: АО «Чимбулатский карьер»,  ООО «Сладкая слобода», ООО «Советский   мясокомбинат», ОАО  «Фирма  Валенки», ООО «Советская перчаточная  фабрика»,  АО  «Советскхлебопродукт»,  Советское РайПО, ООО «Крона», АО «Советские коммунальные системы», ООО «Советская агрофирма», ООО «Агрофирма Надежда», АО «Русь», АО «Мокинское», СХПК-СА (колхоз) «Лошкаринский», АО «Прогресс», ООО «Энергия», ООО «Феникс», ООО ПКФ «Энергия».

Выпускаемая продукция – щебень и известняковая мука, валенки, варежки, кружево, печенье, хлебобулочные и колбасные изделия, продукция деревообработки и сельского хозяйства.

Основные направления социально-экономического развития  муниципального образования:

- развитие экономики;

- создание комфортных условий для проживания населения;

- развитие социальной сферы.

Раздел 2

Описание показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Советского района Кировской области

 

Краткая характеристика общих тенденций социально-экономического развития Советского района Кировской области за 2021 год

Анализ социально-экономического положения района за 2021 год свидетельствует в основном о положительной динамике по многим показателям социально-экономического развития района. Приоритетные отрасли: обрабатывающее производство, добыча полезных ископаемых,  сельское  хозяйство развиваются  и имеют  значительный удельный вес.

По состоянию на 01.01.2022 года на территории района зарегистрировано 279 организаций.

Оборот организаций по хозяйственным  видам экономической деятельности по крупным и средним предприятиям района за 2021 год составил 9 470,9 млн. рублей, что составляет 127,2 %  к уровню прошлого года. В структуре оборота организаций наибольший удельный вес занимают:  обрабатывающие производства – 34,7 %, оптовая и розничная торговля – 22,4%, сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство – 30,6 %.

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами   на  сумму 7 195,8 млн. рублей,  что составило 124,3 % к уровню прошлого года.

Промышленными предприятиями отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по добыче полезных ископаемых, по обрабатывающим производствам, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды на сумму 3 809,5 млн. рублей или 123,5 % к уровню  прошлого года.

Добыча полезных ископаемых

За январь – декабрь  2021 года объём отгрузки полезных ископаемых  составил 244,9 млн. рублей,  увеличение объема – на  15,4 %.

Произведено в сравнении с аналогичным периодом прошлого года:

- щебень, (тыс.куб.м) -  112,9 %;

- гранулы, крошка и порошок; галька, гравий (тыс. куб.м)  – 111,1 %;

- известняк (кроме камня известнякового для строительства и памятников и заполнителя известнякового), (тыс. тонн) – 450,3 %;

- камень природный, дроблёный (тыс.куб.м)  - 119,1 %;

- пески природные, (тыс.куб.м)  -203,3 %,

- смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон горячие, (тонна) –62,0 %.

Обрабатывающие производства

Обрабатывающие производства -  ведущая отрасль экономики района, доля в объёме промышленного производства  составляет – 84,3 %.  Объём  продукции,  отгруженной потребителям, обрабатывающими предприятиями 3 280,3 млн. рублей, темп роста в текущих ценах – 125,2 % к уровню прошлого года.

Производство пищевых продуктов

Производство продукции в натуральном выражении к соответствующему периоду прошлого года составляет:

- мясо крупного рогатого скота (говядина и телятина) парное, остывшее или охлажденное, в том числе для детского питания, (тонн) – 67,1 %;

- мясо и субпродукты пищевые, (тонн) – 140,4 %;

- мясо и субпродукты пищевые домашней птицы, (тонн) – 152,3 %;

- кондитерские изделия, (тонн) – 106,6 %.

Обработка древесины и производство продукции из дерева

Темп роста в % к соответствующему периоду прошлого года по заготовке:

- лесоматериалы необработанные (тыс. пл. куб. метров) – 208,9%;

- лесоматериалы хвойных пород, (тыс. пл. куб. метров) – 282,3 %;

- древесина топливная – 159,5 %;

- лесоматериалы круглые лиственных пород для распиловки и строгания – 295,1 %.

Издательская и полиграфическая деятельность

Услуги полиграфические и услуги, связанные с печатанием (тыс.руб.) – 75,5 %;

Обеспечение электрической энергией, газом и паром;

кондиционирование воздуха

Объем отгрузки по данному виду деятельности составил 338 140 тыс. рублей, или 109,6 % к уровню прошлого года:

- тепловая энергия, отпущенная котельными (тыс.г/калорий) – 112,2 %.

Развитие агропромышленного комплекса

Производством сельскохозяйственной продукции в районе занимаются  8 предприятий.  Основой жизнедеятельности сельхозпредприятий в районе является отрасль животноводства, по которой достигнуты определенные результаты. По состоянию на 01.01.2022 года в сельхозорганизациях насчитывается 10449 голов крупного рогатого скота, в том числе 4656 коров, что составляет 104,5 % и 107,4 % соответственно к уровню 2018 года.  Важным моментом в отрасли животноводства является внедрение прогрессивных ресурсосберегающих технологий, что способствует увеличению поголовья скота, увеличению продуктивности, снижению себестоимости продукции. Продолжается работа по разведению высокопродуктивного скота.

В 2021 году проведена большая селекционно-племенная работа. Процент выхода телят составил в АО «Прогрессе» - 71%, СХПК-СА (колхоз) «Лошкаринский» - 83%, ООО «Агрофирма Надежда» - 81%, АО «Мокинское» - 83%, АО «Русь» - 83%. Продано племенного молодняка 343 головы, в том числе 189 голов за пределы области. Селекционно-племенная работа, проведенная в стаде племенных репродукторов района (АО «Русь», АО «Мокинское», СХПК-СА (колхоз) «Лошкаринский») позволила перейти с разведения черно-пестрой породы скота на голштинскую, более высокопродуктивную и отзывчивую к кормлению. В целом, в данных хозяйствах уровень голштинизации превысил показатель 87%. На 01.01.2022 года доля племенного скота от общего поголовья скота в районе составляет  65,6%.

Все хозяйства проводят обновление производственных помещений.  В АО «Прогресс» проведены работы по модернизации молочно-товарной фермы на 240 голов, по модернизации телятника № 1 в с. Ильинск. В ООО «Агрофирма Надежда» для улучшения качества хранения кормов отремонтирована силосная траншея на 2500 тонн, для сушки и сортировки зерна отремонтирован зерносушильный комплекс КЗС-40. В АО «Русь» на МТФ № 7 д. Дуброва произведен ремонт крыши, полов, заменено стойловое оборудование и система водопоения, проведены работы по обустройству подъездных путей и разворотных площадок. Произведен капитальный ремонт профилактория на комплексе «Дружба» д. Грехово. Проведена реконструкция телятника №2 в д. Верхопижемье. В АО «Мокинское» провели модернизацию МТФ №1, завершили строительство санпропускника, оплатили изыскательские работы и проект строительства телятника на 318 голов. В СХПК-СА (колхоз) «Лошкаринский» смонтировано светодиодное освещение по кормовым проходам на двух МТФ, отремонтированы кормовые столы, подъездные пути ко всем производственным животноводческим объектам.

Все хозяйства для ранней диагностики стельности успешно используют УЗИ-сканеры. Приобретается современная кормозаготовительная техника, уделяется особое внимание совершенствованию рационов кормления скота. Скот расставлен по физиологическому состоянию, применяется полнорационное кормление, безвыпасное содержание.

За период с 2018 по 2021 годы произошло обновление машинно- тракторного парка и оборудования. В 2018 году – 40, в 2019 год – 45 единиц техники и оборудования,  в 2020 году – 49, в 2021 году – 61.  Ежегодно на эти цели из областного бюджета выделяются субсидии.

Производство молока в районе увеличилось  на 28,2 % к уровню 2018 года и составило в 2021 году 36851,4 тонн. Надой молока в расчете на 1 корову увеличился на  19,5 % к уровню 2018 года и составил в 2021 году 8055 кг. Лидерами по надою молока является АО «Русь», надоив 8614 кг на корову и АО «Мокинское», надоив 8120 кг на корову. Более 32% коров дойного стада хозяйств имеют продуктивность более 8000 килограмм молока.

Производством яиц в районе занимается ООО «Советская Агрофирма». В 2021 году производство яйца составило 245,620 млн. штук, что выше уровня 2018 года в 2,4 раза, яйценоскость кур составила 346 шт. на одну куру-несушку. Поголовье птицы увеличилось к уровню 2018  года в 2,5 раза и составило 1154,0 тыс. голов.  Увеличение производства яиц и поголовья птицы обусловлено введением в эксплуатацию с 2019 по 2021 год трех промышленных цехов, каждый на 145 тысяч птицемест. В сентябре 2020 года запущена новая линия яйцесбора, которая соединяет четыре производственных цеха. В связи с этим произошло снижение производственных потерь (сократился процент боя яйца), снижение затрат при транспортировке продукции от промышленных цехов до яйцесклада, снижение затрат труда при производстве яиц. Во всех цехах установлено современное клеточное оборудование импортного производства, автоматизированные системы микроклимата, поения, кормления, освещения, пометоудаления. Запущен в декабре 2019 года новый склад готовой продукции площадью 900 кв.м. В 2021 году приобретены два фармпакера и построены два помещения для их размещения. Фармпакеры позволяют в автоматическом режиме осуществлять фасовку яйца в тридцати штучные ячейки без использования ручного труда.

В сельскохозяйственных предприятиях района в июне - первой декаде июля сложились неблагоприятные и опасные агрометеорологические условия для формирования урожая сельскохозяйственных культур, была введена ЧС по почвенной засухе. В связи с этим, показатели по растениеводству ниже показателей 2018 года.

Убранная площадь зерновых и зернобобовых составила 16605 га.  Валовой сбор зерна составил 33118,7 тонн, это 93,3 % к 2018 году. Это 6 место по области. Урожайность составила  19,9 ц/га, в 2018 году – 21,2 ц/га. Самая высокая урожайность по району у АО «Русь» - 25,9 ц/га.

Важным условием развития сельского хозяйства района является увеличение объемов производства продукции, посевных площадей, поголовья скота, снижение себестоимости.

За 2021 год оборот сельхозорганизаций по крупным и средним предприятиям  в действующих ценах составил 2840,463 млн. рублей, что составляет 234 % к уровню 2018 года.

Прибыль за период с 2018 по 2021 годы увеличилась в шесть раз и составила в 2021 году 396674 тысяч рублей. Доля прибыльных сельхозорганизаций  в общем их числе составила 100%. (в 2018 году 100%). Среднемесячная заработная плата за последние четыре года увеличилась на 8871 рубль и составила  в 2021 году 29707 рублей.

Все сельхозтоваропроизводители участвуют в программах государственной поддержки, в 2021 году получено более 88,5 млн. рублей бюджетных средств.

Потребительский рынок

Оборот розничной торговли  по организациям за январь – декабрь 2021 года составил 1 913,6 млн. рублей, темп роста к уровню прошлого года составил  136,4%.

Оборот оптовой торговли за 2021 год составил 896,2 млн. рублей по сравнению с прошлым годом увеличился на 27,5 %.

Предприятиями  общественного питания реализовано продукции на сумму 18,3 млн. рублей или 112,3 % к уровню 2020 года.

Уровень жизни

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) (по кругу крупных  и средних предприятий) на 01 января 2021 года  составила 4969 человек или  98,4%  к  уровню прошлого года.

Из числа занятых в экономике наибольший удельный вес составляют трудовые ресурсы, занятые в сельском  хозяйстве – 20,8%, в образовании – 18,5%, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг – 15,1%, в обрабатывающем производстве – 15,0%.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по крупным и средним предприятиям за 2021 год  составила 30323,2 руб., что составляет 109,1% к уровню прошлого года. Наибольшая заработная плата в расчете на одного работника выплачивается в сфере: деятельность по операциям с недвижимым имуществом – 46 680 руб. Наименьшая заработная плата в расчёте на одного работника выплачивается в сфере деятельность гостиниц и предприятий общественного питания и составляет 18 853 руб.

Фонд начисленной заработной платы работникам списочного состава (без внешних совместителей) составил 1 766 млн. рублей, или  107,1 % к соответствующему периоду прошлого года. Отношение к среднеобластному  уровню заработной платы за отчетный период – 79% (38 497 рублей). С начала 2021 года рост средней заработной платы, по сравнению с прошлым годом,  наблюдается почти по всем отраслям.

Инвестиции

За отчётный период объём инвестиций в основной капитал по отчитывающимся крупным и средним предприятиям района составил 709456 тыс. руб., к аналогичному периоду прошлого года данный показатель составил 117,3 %.

Основная часть инвестиций пришлась на сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство – 496075 тыс. руб. (69,9 %), здравоохранение и предоставление социальных услуг – 106214 тыс. руб. (15 %), государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение– 38084 тыс. руб. (5,4 %).

Доля собственных средств организаций в объёме инвестиций составила 58,8 % или 417167 тыс. руб., за счёт привлечённых средств осуществлено 41,2 % или 292289 тыс. руб. инвестиций.

В видовой структуре инвестиций в основной капитал наибольший удельный вес занимают инвестиции, направленные на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, инструментов – 45,3 % или 321071 тыс. руб.,  вложения в здания (кроме жилых) и сооружения – 24 %  или 170480 тыс. руб., прочее – 30,7 % или 217892 тыс. руб.

Финансы

За отчётный период по деятельности крупных и средних предприятий района сложился  сальдированный финансовый результат в сумме 390 169 тыс. рублей, или 165,4% к уровню прошлого года. При этом прибыль прибыльных предприятий за 12 месяцев 2021 года  составила  390 327 тыс. рублей или 164,7  % к уровню прошлого  года. Удельный вес прибыльных организаций  в общем числе  организаций  - 88,9 %.

Убыток по крупным и средним предприятиям района составил 158 тыс. рублей, за соответствующий период прошлого года убыток составил – 1 208  тыс. рублей. Удельный вес убыточных  организаций в общем числе организаций – 11,1 %.

Дебиторская задолженность по крупным и средним предприятиям на 01.01.2022 года составила 292 938 тыс. рублей, в том числе просроченная 15776 тыс. рублей. Темп роста дебиторской задолженности к 1 числу предыдущего месяца составил 99,2 %, в том числе просроченной задолженности – 110,2 %.

Кредиторская задолженность по крупным и средним предприятиям на 01.01.2022 года составила 1 006 362 тыс. рублей, в том числе просроченная 78 тыс. рублей. Темп роста кредиторской задолженности к 1 числу предыдущего месяца составил  96,6 %, в том числе просроченной – 100 %. Задолженность по платежам в бюджет из общей суммы кредиторской задолженности составила 28240 тыс. рублей, в государственные  внебюджетные фонды из общей суммы кредиторской задолженности 10258 тыс. рублей.

Занятость населения

На учёте в службе занятости населения на 01.01.2022 года  состоит 144 человека, имеющих статус безработного, на тот же период прошлого года состояло 527 человек. Уровень зарегистрированной безработицы составил 1,4%.

Бюджетная система района

Доходы консолидированного бюджета за 2021 год составили 684 309,3 тыс. рублей, или 109,6% к уровню прошлого года.

Расходы консолидированного бюджета района составили 674 436,3 тыс. рублей, или 109,6% к уровню прошлого года.

Обоснование достигнутых значений показателей

I. Экономическое развитие

Пункт 1. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс.человек населения.

В 2021 году показатель  по числу субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете  на 10 тыс. чел. составил 279,9 единиц, что выше уровня 2020 года на 3,5 %. Увеличение показателя связано с тем, что в 2021 году наблюдается небольшой рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Советском районе, а также сохраняется  тенденция сокращения численности населения района.

На протяжении нескольких лет в Советском районе осуществляется реализация мероприятий, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства, упрощение процедур ведения бизнеса и повышению инвестиционной привлекательности муниципального образования (внедрение целевых моделей и успешных муниципальных практик).

Администрацией района постоянно ведется работа по выявлению лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без государственной регистрации во взаимодействии с налоговыми и правоохранительными органами, пенсионным фондом.  Работа в этом направлении продолжается в 2022 году.

Пункт 2. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций.

За 2021 год доля  среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий увеличилась на 4,1 пункта и составила 24,8 %.

В 2021 году из категории крупных предприятий перешли в средние предприятия три сельскохозяйственных организации Советского района: АО «Прогрессе», ООО «Агрофирма Надежда» и АО «Мокинское». Это повлияло на увеличение численности работников малых и средних предприятий в целом по району.  

Пункт 3. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств), в расчете на 1 жителя.

За 2021 год  объем  инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного жителя составил   24249,2  руб., что выше  уровня 2020 года на 2640,6 руб. или на 12,2%.  В 2021 году увеличился объем инвестиций за счет собственных и заемных средств в сельскохозяйственных организациях, торговле и предприятиях коммунального комплекса.

Пункт 4.  Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района) (процентов).

В 2018 г. данный показатель составил – 60,7%, в 2019 г. – 58,98%, в 2020 г. – 60,61%, в 2021 г. – 61,9% (плановый показатель – 58%). Показатель 2021 года с незначительной положительной динамикой соответствует уровню 2020 года. В отчётном 2021 году доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории Советского муниципального района Кировской области составила 61,9%, что на 1,29% выше уровня показателя 2020 года.

Показатель определяется в виде отношения площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом (га), к общей площади территории муниципального района, подлежащей налогообложению в соответствии с действующим законодательством (га).

Данный показатель зависит как от площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения, так и от площади земельных участков, которые в соответствии с действующим законодательством не могут быть признаны таковыми.

Общая площадь территории Советского муниципального района Кировской области составляет 241110 га, при этом:

– площадь территории земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, в 2018 г. составила 66161 га, в 2019 г. – 65019 га, в 2020 г. – 63693 га, в 2021 г. – 64215 га. К объектам налогообложения относятся земельные участки, на которые право собственности возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Изменения значений данного показателя напрямую зависят от намерений граждан и юридических лиц, их заинтересованности в приобретении указанных прав либо отказа от прав на земельные участки, а также от размера и количества земельных участков, отнесённых к выморочному имуществу, принадлежавшего умершим лицам, не перешедшего в собственность наследникам по закону и завещанию.

– площадь территории земельных участков, не признанных объектами налогообложения, в 2018 г. составила 132113,01 га, в 2019 г. – 130874,12 га, в 2020 г. – 136021,02 га, в 2021 г. – 137368,50 га. Изменения значений данного показателя зависят от размера земельных участков, отнесённых к землям лесного и водного фонда, арендуемых земельных участков, земельных участков, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, в общей сумме занимающих до 99% площади неналогооблагемых участков, а также земельных участков, изъятых из оборота (государственные природные заповедники, кладбища, захоронения, участки, занятые зданиями для постоянной деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов) и ограниченных в обороте (участки, находящиеся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и др.).

В общей площади района, подлежащей налогообложению, неналогооблагаемые земельные участки не учитываются. Таким образом, общая площадь территории района, подлежащая налогообложению, в 2018 г. составила 108996,99 га, в 2019 г. – 110236,88 га, в 2020 г. – 105088,98 га, в 2021 г. – 103741,50 га.

В 2022–2024 гг. ожидается сохранение тенденции, когда граждане, являющиеся правообладателями земельных участков, в частности, отнесённых к землям сельскохозяйственного назначения (55% в общей площади района), осуществляют отказ от права собственности на так называемые «невостребованные земельные доли» по причине их неиспользования по целевому назначению, высокой финансовой затратности мероприятий по воспроизводству плодородия земель и т.п., что, в свою очередь, в дальнейшем может отразиться на снижении как количества, так и площадей земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом.

В целях увеличения площадей налогооблагаемых земельных участков необходимо обеспечить выявление неиспользуемых либо используемых не в соответствии с целевым назначением земельных участков, в частности, из состава земель сельскохозяйственного назначения, и вовлечение их в оборот.

Пункт 5. Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе.

За 2021 год сельскохозяйственными предприятиями района получено прибыли  396674 тыс. руб., что выше уровня 2020 года в 1,6 раза. Доля прибыльных сельхозорганизаций составила 100% в общем их числе (в 2020 году – 100%). На период 2022-2024 годов планируется получение прибыли всеми организациями сельского хозяйства района. 

Пункт 6. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, в 2021 году снизилась на 0,09 пункта по сравнению с 2020 годом и составила 84,17%.

В 2021 году заключено соглашение с министерством транспорта Кировской области, согласно которому в Советском городском поселении проведены ремонтные работы дорожной сети протяженностью 2,612 км.

Пункт 7. Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района).

В 2021 году, как и в предыдущих годах, доля  населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного сообщения, составляет 0,4 %. В заречной части расположен населенный пункт, не имеющий мостовой переправы.

Пункт 8. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников.

В 2021 году заработная плата по отношению к 2020 году изменилась следующим образом:

- крупные и  средние предприятия и некоммерческие организации – увеличилась на 9,1% и составила 30323,2 руб.;

- дошкольные образовательные учреждения – увеличилась на 7,8% и составила 20368,9 руб.;

- общеобразовательные учреждения – увеличилась на 12,7 % и составила 26539,9 руб.;

- учителей общеобразовательных учреждений – увеличилась на 15,7% и составила 28075,8 руб. Повышение показателей по оплате труда в сфере образования в 2021 году связано с индексацией заработной платы работников муниципальных дошкольных и образовательных учреждений и повышением минимального размера оплаты труда.

- учреждения культуры и искусства – увеличилась на 13,4% и составила 25468,87 руб.

- муниципальных учреждений физической культуры и спорта – увеличилась на 23,1% и составила 26413,8 руб.

II. Дошкольное образование

Сеть образовательных учреждений  района, реализующих программу дошкольного образования, представлена  9 детскими садами и дошкольными группами на базе 7 общеобразовательных школ (МКОУ СОШ с. Ильинск, МКОУ ООШ с. Колянур, МКОУ ООШ дер. Лошкари, МКОУ ООШ дер. Васильково, МКОУ НОШ дер. Грехово, МКОУ ООШ дер. Челка, МКОУ ООШ с. Мокино).

В 2021 году 1102 человека посещают детские сады и дошкольные группы при школах.  К концу 2021 года  детей в возрасте от 3-х до 7-и лет в  очереди  на предоставление места в детские сады не числится.

Пункт 9. Доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях в общей численности детей в возрасте 1 – 6 лет. 

В 2021 году показатель по сравнению с 2020 годом увеличился на 2,8 пункта и составил 70,2%. Количество детей в группах соответствует требованиям Роспотребнадзора.

Пункт 10. Доля детей в возрасте от одного года до шести лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте от одного года до шести лет.

В 2021 году доля детей в возрасте 1-6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет, по сравнению с 2020 годом увеличилась на 0,27 пункта и составила 10%.

В 2021 году численность детей, нуждающихся в устройстве в дошкольные образовательные учреждения, составила 157 человек.

Пункт 11. Доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений в 2021 году составила 11,1%, что соответствует уровню 2020 года. В течение 2021 года мероприятия по капитальному ремонту зданий детских садов не проводились.

III. Общее и дополнительное образование

В Советском районе в 2021 году в сфере общего образования функционировало  14 муниципальных общеобразовательных учреждений, из  них  1 начальная школа, 10 основных, 1 средняя общеобразовательная школа, 2 средних общеобразовательных школы с углубленным изучением отдельных предметов.

В сфере дополнительного образования функционировало одно учреждение Дом детского творчества.

2213 учащихся обучаются в муниципальных школах, 389 - в КОГОБУ «Лицей г. Советска», 234 - в КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Советска. 1175 воспитанников занимаются в учреждении дополнительного образования МОУ ДО ДДТ г. Советска, 750  - в МБОУ ДО Советская детская школа искусств им. М. Завалишиной.

В Советском  районе сохранен принцип доступности и бесплатности дополнительного образования для детей. В 2021 году дополнительные общеобразовательные программы реализуются всеми муниципальными образовательными организациями, имеющими лицензию на дополнительное образование (12 общеобразовательных организаций, 1 дошкольная образовательная организация, 1 учреждение дополнительного образования).

В 6 детских садах и 2 школах, не имеющих лицензию на дополнительное образование, также функционируют кружки, в основном физкультурно-спортивной и художественной направленности, в которых занимаются дети в возрасте от 5 лет. Занятия проводятся педагогами МОУ ДО ДДТ г. Советска.

В 2021 году в районе обеспечено функционирование системы персонифицированного дополнительного образования детей. 186 обучающихся использовали сертификат дополнительного образования в статусе персонифицированного финансирования, обеспечиваемого за счет средств бюджета Советского муниципального района.

В настоящее время  система дополнительного образования Советского  района  помогает  решать задачу по реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в части организации внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений.

На 01 сентября 2021 года численность работников в муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории Советского района, составила 541 человек, из них руководящих работников – 37, педагогических работников – 305.

Доля обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, осваивающих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в общей численности обучающихся муниципальных  общеобразовательных учреждений составляет 100%. В настоящее время по ФГОС обучаются учащиеся 1-11 классов общеобразовательных учреждений.

Олимпиадное движение и система творческих конкурсов являются наиболее эффективными  формами работы по выявлению и поддержке талантливых и одаренных детей. В 2021-2022 учебном году в Советском районе был проведён школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников. В школьном этапе участвовало 1468 учеников, в муниципальном этапе участвовало 664 ученика, количество участий составило 1648, призовых мест присуждено 650 (в 2020 году – 523), качество  участий – 39,4%. По итогам муниципального этапа ВОШ 2021-2022 учебного года 20 вызовов на региональный этап.

В лагерях с дневным пребыванием на базе муниципальных организаций отдохнуло 507 детей. Совместно с КОГКУ «Центр занятости населения Советского района» в 7 общеобразовательных организациях организованы трудовые бригады для 50 несовершеннолетних. Проводилась целенаправленная работа по активному вовлечению детей и подростков «группы риска» во все виды труда и отдыха.

В целях обеспечения доступности образования в районе  эксплуатируется ежедневно 10 школьных автобусов, оборудованных  тахографами и системой ГЛОНАСС, для подвоза 200 обучающихся из отдаленных сельских населенных пунктов в близлежащие школы по 11 маршрутам. Школьные автобусы имеют определенную изношенность и требуют финансовых вложений на ремонт и обслуживание. Кроме того, возрастают требования по содержанию школьных автобусов.

В декабре 2021 года для обслуживания вновь открывшихся маршрутов в МКОУ ООШ с. Мокино и МКОУ ООШ с. Васильково были переданы два автобуса марки ГАЗ, а также один школьный автобус марки ПАЗ для замены выработавшего свой ресурс автобуса в МОУ СОШ с УИОП № 1 г. Советска.

В рамках  Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» с сентября 2021 года в МОУ СОШ с УИОП № 1 г. Советска и МКОУ СОШ с УИОП № 2 г. Советска открылись центры образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», цель которых формирование у обучающихся современных навыков при реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ.  Для подготовки образовательного пространства (подготовки помещения) из областного бюджета каждой образовательной организации были выделены денежные средства в размере 300 тыс. рублей, районное софинансирование составило 3,1 тыс. руб. Из средств бюджета муниципального района в 2021 году на подготовку помещений в средних школах № 1 и № 2 было выделено 400 тыс. рублей.

Одним из приоритетных направлений деятельности муниципальной системы образования является приведение существующих зданий образовательных учреждений в соответствие с современными требованиями.

В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» с целью создания условий для занятий физической культурой и спортом проведен ремонт спортивного зала МКОУ ООШ с. Мокино. Выделенные средства составили 1791,485 тыс. рублей (федеральный и областной бюджет – 1773,529 тыс. рублей, бюджет Советского муниципального района – 17,956 тыс. рублей).

Учитывая значимость проблемы, связанной со здоровьем и сохранением жизни детей, а также в рамках подготовки к новому 2021-2022 учебному году на проведение текущих ремонтов учреждений из бюджета Советского муниципального района выделено около 3400 тыс. рублей, которые направлены на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений и на выполнение предписаний надзорных органов.

В 2021 году из областного бюджета было выделено 3777,5 тыс. рублей на выполнение предписаний надзорных органов и приведение зданий в соответствие с требованиями, предъявляемыми к безопасности в процессе эксплуатации (средства областного бюджета – 3739,6 тыс. рублей, софинансирование местного бюджета - 37,9 тыс. рублей). В МКОУ СОШ с УИОП № 2 г. Советска  проведена замена 21 окна на сумму 662,1 тыс. рублей,  полностью заменены оконные блоки в МКОУ ООШ с. Мокино на сумму 3115,4 тыс. рублей.

В целях обеспечения антитеррористической безопасности во всех объектах образования установлены тревожные кнопки с системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации в г. Советске. Все 12 объектов учреждений образования, относящихся к 4 категории опасности, приведены в соответствие с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006. Из бюджета муниципального района в 2021 году в рамках мероприятий по антитеррористической защищенности учреждений образования было выделено 775,2 тыс. рублей.

В 2021 году на обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных организаций Советского района было предусмотрено 11218,2 тыс. рублей (134 получателя). Все средства освоены в полном объеме.

С 1 сентября 2020 года во всех школах Советского района реализуется инициатива Президента Российской Федерации  В.В. Путина по обеспечению учащихся 1-4 классов бесплатным горячим питанием. В 2021 году в районе данную меру соцподдержки получили 1112 обучающихся. На эти цели было направлено 10855,8 тыс. руб., все средства освоены.

Имеющиеся проблемы и пути решения:

Старение материальной базы образовательных учреждений. Необходим капитальный ремонт зданий всех школ. Участие в федеральной программе по капитальному ремонту зданий общеобразовательных учреждений в 2022-2026 годах.

Требуется замена систем пожарной сигнализации в 19 муниципальных образовательных организациях. На 2022 год в бюджете муниципального района предусмотрен 1 млн. рублей на мероприятия по устранению предписаний надзорных органов.

В районе срочно требуются учителя русского языка и литературы, иностранного языка, математики, химии. Одно из решений кадровой проблемы – это воспитание будущих педагогов из своих выпускников и заключение с ними договоров в рамках целевого приема на педагогические специальности.

Пункт 12.  Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений.

В 2021 году все выпускники получили аттестаты о среднем общем образовании.

Числовое значение показателя на последующие годы указано исходя из прогнозной численности выпускников с учетом того, что 1 выпускник ежегодно может не сдать ЕГЭ по математике и (или) русскому языку и не получить аттестат. Уменьшение количества выпускников муниципальных общеобразовательных организаций среднего общего образования  приведет к значительному  увеличению  доли  на последующие годы.

Пункт 13.  Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений в 2021 году снизилась по сравнению с 2020 годом на 4,1 пункта и составила 71%. Недостаточность финансирования не позволяет улучшить материально-техническое оснащение всех муниципальных образовательных учреждений.

Пункт 14.  Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений, в 2021 году увеличилась на 85,8 пункта и составила 92,9%. Планируется отремонтировать здания всех муниципальных общеобразовательных организаций за счет предоставления субсидии из федерального и областного бюджета в рамках федеральной программы по капитальному ремонту зданий общеобразовательных учреждений в 2022-2026 годах.  

Пункт 15.  Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях.

Анализ здоровья детей  школьного возраста за 2021 год показал увеличение доли детей, имеющих первую и вторую группы здоровья по сравнению с 2020 годом на 1,4 пункта (95,8%). Работа по проведению своевременных профилактических мероприятий в муниципальных общеобразовательных организациях будет продолжена.

Пункт 16. Доля обучающихся  в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся  во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2021 году снизилась на 8,5 пункта и составила 19,1%.

В связи с недостаточностью мест для учащихся в городских школах, в целях выполнения санитарно-эпидемиологических требований в  условиях распространения коронавирусной инфекции в МОУ СОШ с УИОП № 1 г. Советска и МКОУ СОШ с УИОП № 2 г. Советска обучение осуществляется во вторую смену.

Пункт 17. Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2021 году увеличились на 3,1 тыс. руб. и составили 15,6 тыс. руб.

Расходы на общее образование закладываются в консолидированном бюджете муниципального района и зависят от финансово-экономического состояния Советского района. На показатель влияет размер финансирования из муниципального бюджета. Кроме того, на величину показателя влияет изменение тарифов за коммунальные услуги и электроснабжение, а также изменение МРОТ.

Пункт 18. Доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы.

В 2021 году показатель составил 80,6%, по сравнению с 2020 годом увеличился на 27,5 пункта.

Дети обучаются по дополнительным образовательным программам в ДДТ г. Советска, МОУ СОШ с. УИОП № 1 г. Советска, МКОУ СОШ с УИОП № 2 г. Советска, МКОУ ООШ № 4 г. Советска, МКОУ СОШ с. Ильинск, МКОУ ООШ с. Колянур, МКДОУ детский сад «Малышок» г. Советска. В сфере культуры услуги по дополнительному образованию детей предоставляются ДШИ г. Советска.

IV.           Культура

В Советском районе 46 учреждений культуры и 1 учреждение дополнительного образования в сфере культуры, в том числе 5 муниципальных учреждений, расположенных на территории Советского городского поселения, учредителями которых является администрация муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области:

муниципальное учреждение культуры «Районный Дом народного творчества»;

муниципальное учреждение культуры клубного типа Клуб ветеранов г. Советска Кировской области;

муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Советская детская школа им. М.С. Завалишиной;

муниципальное учреждение культуры «Советская межмуниципальная библиотечная система»;

муниципальное учреждение культуры «Советский районный краеведческий музей».

4 учреждения являются бюджетными: МУК «Районный Дом народного творчества», МБУ ДО детская школа искусств им. М.С. Завалишиной Кировской области, МУК «Советский районный краеведческий музей», МУК «Советская межмуниципальная библиотечная система», остальные учреждения – казенные.

Муниципальное учреждение культуры «Советская межмуниципальная библиотечная система»  включает в себя 2 центральные библиотеки (районная библиотека им. П.В. Алабина, центральная детская библиотека), 21 сельскую библиотеку. По итогам 2021 года число пользователей библиотек составило 18 733 чел., посещений – 165 174. (с учетом посещения сайта).

Централизованная клубная система отсутствует. Учредителями 20 сельских домов культуры являются администрации сельских поселений. Методическое сопровождение осуществляет муниципальное учреждение культуры «Районный Дом народного творчества».

На территории Советского района действует 1 музей – МУК «Советский районный краеведческий музей».  По итогам 2021 года общее число посещений музея – 16 180. Общий фонд музея —  27 058 экземпляров.

Пункт 19. Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности.

Уровень обеспеченности клубами и учреждениями клубного типа в 2021 году составил 143,5% (АППГ – 143,5%). Уровень обеспеченности библиотеками составил 112,5%, что выше уровня 2020 года на 0,26 пункта. Улучшение показателя произошло несмотря на то, что в 2021 году закрылись библиотеки в с. Прозорово и д. Инзирино.

Пункт 20. Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры в 2021  году составила 2,2%.

В 2021 году муниципальным учреждением культуры «Районный Дом народного творчества» в рамках проекта «Местный дом культуры» проведен текущий ремонт кровли здания и фасада муниципального учреждения культуры "Районный Дом народного творчества" на сумму 1 786 960 рублей.

В 2021 году проведен ремонт здания муниципального учреждения культуры «Греховский сельский дом культуры «Колос» в рамках проекта «Местный дом культуры» на сумму 451 474,8 рублей.

Пункт 21. Доля объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности и требующих консервации или реставрации, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, составила 50% (здание муниципального учреждения культуры клубного типа Клуб ветеранов г. Советска).

В 2021 году на территории Советского района находится 12 памятников истории и архитектура (4 – федерального значения, 8 – регионального значения). В муниципальной собственности находится 1 памятник регионального значения, который требует реставрации (100% - здание муниципального учреждения культуры клубного типа Клуб ветеранов г. Советска).

V. Физическая культура и спорт

Пункт 22. Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения в 2021 году увеличилась на 1,1383 пункта по сравнению с 2020 годом и составила 30,9%.

Работа по развитию физической культуры и спорта ведётся как с детским, так и взрослым населением. Наиболее массовыми видами спорта являются волейбол, футбол, дзюдо.

Ежегодно в районе проводится  до 50 массовых спортивных мероприятий на основе календарного плана спортивно–массовых  мероприятий. Традиционным и наиболее массовым стал районный Фестиваль спорта среди производственных коллективов, сельских поселений, организаций, предприятий, учебных заведений, в который входят соревнования по наиболее популярным среди населения видам спорта: волейбол, настольный теннис, лёгкая атлетика, мини-футбол, лыжные гонки, дартс, стрельба из пневматической винтовки, баскетбол, лёгкоатлетический кросс, осенний кросс.

В клубе ветеранов продолжает работу группа общефизической подготовки. На базе КОГОБУ «Лицей г. Советска» и КОГПОАУ «Техникум промышленности и народных промыслов г. Советска» работают военно-патриотические клубы.

В спортивной школе организованы занятия физкультурно-оздоровительной направленности для населения.

В районе функционирует Центр тестирования, созданный на базе МБУ  спортивная школа Советского района.  

Пункт 23. Доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся, в 2021 году увеличилась на 1,6383 пункта и составила 58,8%.

Студенты и обучающиеся образовательных учреждений систематически занимаются в секциях баскетбола, волейбола, лёгкой атлетики, лыжных гонок, гимнастики. Основная цель работы с молодежью в районе – создание  развитие социально-экономических, политических, организационных и правовых условий для реализации молодёжью социальных функций.

В зависимости от цели спортивная работа в районе строится по следующим направлениям:

создание условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи;

создание условий для интеллектуального, творческого развития и самореализации молодежи;

пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциальных явлений в молодёжной среде.

В спортивной школе открыты дополнительные спортивные отделения: баскетбол, настольный теннис, бокс, легкая атлетика, лыжные гонки, хоккей.

VI. Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

Пункт 24. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, в том числе, введенная в действие за один год.

Важнейшим индикатором в жилищной сфере, в том числе, одним из основных показателей комфортности проживания граждан, являются показатели обеспеченности населения жилыми помещениями, объем ввода жилья, а также увеличение темпов жилищного строительства.

В 2018 году показатель «Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя» составил – 26,1011 кв.м,  в 2019 году – 26,571 кв.м, в 2020 году – 27,576 кв.м., в 2021 – 28,07 кв.м.

В 2018 году показатель «Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, введенная в действие за один год» составил –– 0,256 кв.м, в 2019 году – 0,236 кв.м, в 2020 году - 0,244 кв.м., в 2021 году – 0,273 кв.м. (плановый показатель – 0,25 кв.м.).

Показатели 2021 года соответствуют плановым показателям и уровню предыдущих годов с незначительной динамикой по показателям. В отчетном 2021 году в сравнении с 2020 годом отмечено увеличение на 1,8% общей площади жилых помещений, приходящейся в среднем на одного жителя, и увеличение на 11,9 % общей площади жилых помещений, приходящейся в среднем на одного жителя, введенной в действие за год.

Органами местного самоуправления Советского района  постоянно ведется работа с целью улучшения условий для осуществления строительства на территории района. За период с 2009 по 2021 годы разработаны документы территориального планирования: Схема территориального планирования Советского района, генеральные планы Советского городского поселения, Греховского, Зашижемского, Ильинского, Кичминского, Колянурского, Лошкаринского, Лесниковского, Мокинского, Родыгинского сельских поселений и документы градостроительного зонирования - Правила землепользования и застройки территорий всех поселений  Советского района.

Основную долю в общем объёме построенного жилья составляет индивидуальное жилищное строительство.         

Разработаны градостроительные планы земельных участков, расположенных на территории городского поселения в количестве  29 шт.

Разработаны градостроительные планы земельных участков, расположенных на территории сельских поселения в количестве 9 шт.

В 2021 году в  сравнении с 2020 годом отмечено увеличение количества выданных уведомлений о планируемом строительстве. Так, за период 2018-2021 годов выдано:

- в 2018 году - 174 разрешений с общей площадью жилых помещений 12580,0  кв.м.

- в 2019 году – 142 уведомления с общей площадью жилых помещений 15716,0 кв.м.

- в 2020 году – 84 уведомления о планируемом строительстве.

- в 2021 году – 101 уведомление о планируемом строительстве с общей площадью жилых помещений 11272,9 кв.м.

В течение 2021 года на территории Советского района введено в  эксплуатацию 47 объектов индивидуального жилищного строительства. Общий ввод жилья за 2021 год - 4893,2 кв.м, что составляет 99,5% от плановых показателей.

Проблемами по вводу жилья в эксплуатацию можно считать неспособность застройщиков построить и ввести в эксплуатацию многоквартирные дома и объекты индивидуального жилищного строительства в соответствии со сроком строительства, установленными  разрешениями на строительство, из-за снижения платежеспособности населения.

Пункт 25. Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в расчете на 10 тыс. человек населения – всего (гектаров), в том числе земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, индивидуального строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства (гектаров).

Развитие инвестиционно-строительной сферы привело к увеличению потребности в незастроенных земельных участках, пригодных для возведения объектов жилищного, административного, промышленного и иного назначения.

Показатель площади земельных участков, предоставленных для строительства, является одним из индикаторов активности органов местного самоуправления по созданию условий для привлечения инвестиций и, как следствие, развития экономики. Показатели данного раздела характеризуют организацию работы по снижению административных барьеров в сфере градостроительства и созданию условий для капитального и жилищного строительства. Немаловажную роль играет вовлечение в оборот новых земельных участков в целях стимулирования развития строительства, как жилищного, так и прочего.

В Советском районе Кировской области предоставление земельных участков для строительства осуществляется по следующим основным направлениям:

– для жилищного (многоквартирного и индивидуального) строительства – путём проведения аукционов либо многодетным семьям бесплатно без проведения торгов;

– для строительства иных объектов капитального строительства – путём проведения аукционов.

В 2018 г. показатель «Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в расчете на 10 тыс. человек населения» составил 4,197 га, в 2019 г. – 8,01 га, в 2020 г. – 4,79 га, в 2021 г. – 3,04 га (плановый показатель – 2,2 га).

В период 2018–2021 гг., за исключением 2019 г., значение данного показателя остаётся на стабильном уровне с незначительной динамикой по годам. В отчётном 2021 году в сравнении с 2020 годом отмечено снижение на 1,75 га показателя общей площади земельных участков, предоставленных для строительства. Снижение данного показателя обусловлено тем, что в предшествующие отчётные периоды было предоставлено большое количество земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также были вовлечены в оборот земельные участки, занимающие значительные площади, необходимые для реализации инвестиционных проектов и строительства таких объектов, как детский сад, здания и сооружения животноводческого комплекса и производственного назначения. В 2021 году подобные инвестиционные проекты не реализовывались. 

В 2018 г. показатель «Площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, индивидуального строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства, в расчёте на 10 тыс. человек населения» составил 3,206 га, в 2019 г. – 3,59 га, в 2020 г. – 2,72 га, в 2021 г. – 2,3 га (плановый показатель – 1,3 га).

За период 2018–2021 гг. значение данного показателя находится на стабильном уровне с незначительной отрицательной динамикой по годам. В целом, общая площадь земельных участков, предоставленных в 2021 году для индивидуального и жилищного строительства, соответствует уровню 2020 года, но в сравнении с предыдущим периодом в отчётном периоде отмечено снижение данного показателя на 0,42 га.

Всего в 2021 году для целей строительства был предоставлен 61 земельный участок общей площадью 7,082 га (в 2020 году – 49 земельных участков общей площадью 11,38 га), из их числа:

– для строительства зданий общественного и производственного назначения – 7 земельных участков общей площадью 1,724 га или 24 % от общей площади предоставленных для строительства участков (в 2020 году – 3 земельных участка общей площадью 4,93 га). Данное строительство связано, в основном, со строительством объектов инженерной инфраструктуры и объектов производственного, социального и общественно-делового назначения.

– для индивидуального жилищного строительства – 54 земельных участка общей площадью 5,36 га или 76 % от общей площади предоставленных для строительства участков (в 2020 году – 46 земельных участка общей площадью 6,45 га), из числа которых 40 земельных участков общей площадью 3,73 га (в 2020 году – 28 земельных участков общей площадью 3,12 га) предоставлены многодетным семьям в рамках реализации Закона Кировской области от 03.11.2011 № 74-ЗО «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трёх и более детей, земельных участков на территории Кировской области» и 14 земельных участков общей площадью 1,63 га (в 2020 году – 18 земельных участков общей площадью 3,33 га) – посредством проведения торгов.

В 2022–2024 гг. возможно снижение показателей по количеству предоставлений земельных участков для строительства, в том числе, жилищного, по причине насыщенности рынка в данной сфере и достаточной обеспеченности населения Советского района земельными участками.

Кроме того, препятствиями для более активного предоставления земельных участков являются отсутствие инвестиционно-привлекательных и свободных от застройки, прав и иных ограничений территорий, дефицит местного бюджета, высокая финансовая затратность мероприятий, связанных с оформлением землеустроительной и градостроительной документации, подготовкой земельных участков для строительства и обеспечением их объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

В 2022-2024 годах будет продолжена работа по предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в том числе, гражданам, имеющим трёх и более детей.

Наиболее востребованными территориями для индивидуального жилищного и прочего строительства являются Советское городское поселение и наименее удалённые от районного центра Родыгинское и Греховское сельские поселения. В границах данных поселений планируется формирование и предоставление земельных участков для строительства, в том числе, по процедуре проведения аукционов, в границах остальных поселений – по мере выявления свободных и привлекательных для строительства территорий.

Повышение доступности жилья для населения и развитие рынка жилищного строительства являются одной из приоритетных задач экономического развития. Тем не менее, необходимо осуществлять контроль за использованием по целевому назначению земельных участков, предоставленных для строительства, и обеспечивать такие земельные участки социальной, коммунальной и транспортной инфраструктурой.

Пункт 26. Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию.

Площадь земельных участков, предоставляемых для многоквартирного жилищного строительства значительно сократилась. В течение 2019-2021 годов  земельные участки для многоквартирного жилищного строительства не предоставлялись.

В 2018 году показатель «Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию: объектов жилищного строительства - в течение 3 лет» – 4916 кв.м, в 2019 году – 4916 кв.м (плановый показатель – 4916 кв.м), в 2020году – 4916 кв.м (плановый показатель – 4916 кв.м), в 2021- 4916 кв.м (плановый показатель – 4916 кв.м)

По показателям 2018–2021 годов относительно жилищного строительства учтены данные исключительно по строительству многоквартирных жилых домов (без учета объектов индивидуального жилищного строительства).

На отчетную дату не были введены в эксплуатацию многоквартирные жилые дома, строящиеся на 2 земельных участках общей площадью 4916 кв.м, предоставленных ООО «АгроТорг». В отношении ООО «Агроторг» (ОГРН 1084330000611, ИНН 4330006657) имеется информация (сведения с сайта https://egrul.nalog.ru/#) о том, что в настоящее время данное юридическое лицо находится в стадии ликвидации.

В 2018 году показатель «Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию: иных объектов капитального строительства - в течение 5 лет» – 6137кв.м, в  2019 году – 5931 кв.м, в 2020 году – 5931 кв.м, в 2021 году – 5931 кв.м.

На территории Советского района имеются следующие свободные земли и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности для целей строительства: на территории Греховского сельского поселения - 6,0 га; на территории Родыгинского сельского поселения - 32,0 га;  на территории Советского городского поселения - 23,0 га. На земельные участки, находящие на территории Советского городского поселения и Родыгинского сельского поселения разработаны проекты планировки, совмещенные с проектами межевания.  При реализации этих проектов возможно построить жилья более 35 тыс.кв. метров общей площади.             

В целях улучшения значений показателей необходимо:

- проведение инвентаризации земельных участков, предоставленных под жилищное и прочее строительство, для дальнейшего изъятия незастроенных площадок и их последующего предоставления;

- формирование земельных участков путем перевода земель из одной категории в другую;

- привлечение инвесторов для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства;

- активизация участия муниципальных образований в мероприятиях, реализуемых в рамках областных и муниципальных программ, в том числе, мероприятиях по обеспечению земельных участков социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой;

- проведение адресной разъяснительной работы с застройщиками с целью своевременного ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства.

VII. Жилищно-коммунальное хозяйство

Отрасль жилищно-коммунального хозяйства Советского района состоит из систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения.

На территории Советского района функционируют 10 теплоснабжающих организаций  (АО «Советские коммунальные системы», АО «Жильё», ОАО «Советское ремтехпредприятие», ООО «Теплосеть», КОГПОАУ «Техникум промышленности и народных промыслов г. Советска», КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум», ООО «Крона», Советский ПК и ТС ОАО «Коммунэнерго», КОГУП «Облкоммунсервис»). Общее количество котельных – 32, суммарная установленная мощность котельных – 56,37  Гкал/час.

Услуга центрального теплоснабжения оказывается в четырех муниципальных образованиях района: г. Советск и 3 сельских поселения (д. Родыгино, с. Ильинск, с. Колянур) с общим числом потребителей 4 941 чел. (20% от общего населения).

Услугу водоснабжения оказывают 5 организаций: АО «Русь», АО «Мокинское», ООО «Советская агрофирма», ООО «ВВКС» г.Кирово-Чепецка и АО «Жилье».

Централизованная система водоотведения имеется в 4 поселениях Советского района: Советское городское, Колянурское, Ильинское и Родыгинское сельские поселения.

Электроснабжение осуществляют 2 организации - ОАО «Коммунэнерго» и ОАО «МРСК Центра и Приволжья».

Газоснабжение – 1 организация (ООО «Газэнергосеть Киров»).

Управление и обслуживание жилищного фонда – 1 обслуживающая организация (ООО «Управдом»).

Деятельность по управлению многоквартирными домами на территории города Советска с 2022 года осуществляет ООО «ЛидерГрад».

Вывоз мусора – 1 организация ООО «Ваш выбор».

Пункт 27. Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами в общем числе многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления данными домами, в 2021 году составила 100%.

На территории Советского района собственники помещений всех многоквартирных домов выбрали и реализуют управление многоквартирными домами в соответствии с Жилищным кодексом.

Пункт 28. Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо-, электроснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договорам аренды или концессии, участие муниципального района в УК которой составляет не более 25 %, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории Советского района, в 2021 году увеличилась по сравнению с 2020 годом на 12,7 пункта и составила 69,2%.  Увеличение  произошло в связи с передачей полномочий сельских поселений по организации водоснабжения населения и водоотведению муниципальному району.

Пункт 29. Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых  осуществляется кадастровый учет, составляет 86%. В отношении всех земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, осуществлен государственный кадастровый учет.

Пункт 30. Доля населения, получившего жилые помещения
и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

За 2021 год произошло снижение показателя с 3,14% до 2,3%.  Для повышения данного показателя необходимо строительство служебного жилья для работников бюджетной сферы и приобретение либо строительство жилья для детей-сирот.

В рамках регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда на территории Кировской области», направленного на достижение целей и задач федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» и национального проекта «Жилье и городская среда», областной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» на 2019 – 2025 годы» утверждена муниципальная программа муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской «Переселение граждан, проживающих на территории муниципального образования Советское городское поселение из аварийного жилищного фонда» на 2019– 2025 годы (постановление от 01.04.2019 № 162). В целях реализации данной программы администрацией Советского городского поселения ежегодно осуществляется приобретение (поставка) жилых помещений на вторичном рынке для граждан за счет средств федерального бюджета.

VIII.    Организация муниципального управления

Бюджет Советского муниципального района за 2021 год исполнен по доходам в сумме  619596,9 тыс. рублей,  в том числе по собственным доходам в сумме 160020,1 тыс. руб. Годовой план по поступлению налоговых и неналоговых доходов исполнен на 106,1 %.

К уровню поступлений 2020 года объем доходов бюджета муниципального района увеличился по налоговым и неналоговым доходам на 13,4% или на 18949,2 тыс.руб., а по безвозмездным поступлениям  - на 18,3%  или на 71173,2 тыс. руб.

Общий объем расходов бюджета муниципального района за 2021 год  составил  605302,7 тыс.  руб.  Уточненные плановые назначения выполнены  на 86,6 %.  К уровню   2020 года объем  расходов бюджета муниципального района  увеличился  на 78720,3 тыс.руб. или 14,9 %. Увеличение объема расходов обусловлено ростом объема собственных доходов и безвозмездных поступлений.

Пункт 31. Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций).

Динамика показателей доли налоговых и неналоговых доходов в общем объеме собственных доходов носит непостоянный характер и зависит от объема безвозмездных поступлений. При этом объем налоговых и неналоговых доходов за период 2018-2021 годы имеет тенденцию к ежегодному снижению за счет увеличения доли межбюджетных трансфертов. Доля налоговых и неналоговых доходов на период с 2022 по 2024 год предусмотрена с ростом к отчетным данным.

Ежегодное изменение объема налоговых доходов обусловлено  несколькими факторами:

- изменение нормативов отчислений от региональных и федеральных налогов;

- изменения в бюджетной и налоговой политике;

- рост (снижение) количества налогоплательщиков и налогооблагаемой базы;

- финансово-экономическая ситуация организаций.

Пункт 32. Доля основных фондов организаций муниципальной формы  собственности, находящихся в стадии банкротства, в основных фондах  организаций муниципальной формы собственности (на конец года, по полной учетной стоимости).

Доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в основных фондах организаций муниципальной формы собственности, составила 0%, так как на конец 2021 года организации муниципальной формы собственности, находящиеся в стадии банкротства, отсутствуют.

Пункт 33. Объем не завершенного в установленные сроки строительства, осуществляемого за счет средств бюджета городского округа (муниципального района).

Объектов незавершенного строительства, осуществляемого за счет средств бюджета Советского района, в 2021 году нет.

Пункт 34. Доля просроченной кредиторской задолженности по оплате труда (включая начисления на оплату труда) муниципальных учреждений в общем объеме расходов муниципального образования на оплату труда (включая начисления на оплату труда).

В 2018 году  просроченная  кредиторская  задолженность по страховым взносам по муниципальным учреждениям составила 180,6 тыс.руб., соответственно показатель - 0,0779%. В 2019, 2020 и 2021 годах муниципальные учреждения не имеют просроченной кредиторской задолженности по оплате труда (включая начисления на оплату труда).

Пункт 35. Расходы бюджета муниципального района на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя муниципального образования в 2021 году по сравнению с 2020 годом увеличились на 2,4 % и составили 1238,53 руб. В связи со снижением численности населения муниципального района на 2022 год и плановый период, предполагается рост расходов бюджета муниципального района на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя.

Пункт 36. Наличие в городском округе (муниципальном районе) утвержденного генерального плана городского округа (схемы территориального планирования муниципального района).

Схема территориального планирования муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области разработана и утверждена решением Советской районной Думы от 29.10.2010 № 93.

Пункт 38. Среднегодовая численность постоянного населения.

Тенденция сокращения численности постоянного населения сохраняется в отчетном году и на плановый период.

IX. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

Пункт 39. Удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) в многоквартирных домах (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека).

В многоквартирных домах муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области установлены общедомовые приборы учета.  

В целях пропаганды энергосбережения среди населения в средствах массовой информации размещается реклама, призывающая к установке приборов учета в жилых домах, рациональному использованию ресурсов, выбору энергопотребляющего бытового оборудования высоких классов энергетической эффективности.

Удельная величина потребления электроэнергии в многоквартирных домах в 2021 году по сравнению с 2020 годом снизилась  с 1370 кВт до 1350 кВт. Причинами данного снижения являются сокращение численности населения; старение населения (пенсионеры потребляют меньше энергии); снятие режима самоизоляции;  переход населения на энергосбережение и экономию.

Удельная величина потребления тепловой энергии  в многоквартирных домов в 2021 году по сравнению с 2020 годом снизилась с 0,29 Гкал до 0,13 Гкал по причине влияния погодных условий на потребление тепловой энергии (теплая зима).

Удельная величина потребления холодной воды в многоквартирных домов в 2021 году по сравнению с 2020 годом  увеличилась с 16 куб.м. до 20,8 куб.м. по причине увеличения оснащения приборами учета и спроса на водопотребление.

Пункт 40. Удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) муниципальными бюджетными учреждениями (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека).

Реализация потенциала снижения потребления ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями осуществляется за счет внедрения современных энергосберегающих технологий, применения энергосберегающих материалов и оборудования. Организуются работы по улучшению эксплуатации светильников, своевременному ремонту оконных рам, оклейке окон, ремонту санузлов и т.п.

Потребление энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями Советского района остается стабильной. Наблюдается некоторое увеличение потребления электроэнергии (до 74,54 кВт), что связано с установкой электрического котла для отопления в школе д. Дуброва, а также со снятием коронавирусных ограничений и возобновлением очного формата работы учреждений культуры и образования.


Доклад главы администрации Советского района Кировской области о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2021 год и их планируемых значениях на 3-летний период



Возврат к списку