Информация для населения

Изменения в законодательстве о защите прав потребителей с 1 сентября 2023 года

В целях популяризации национального проекта «Демография» («Здоровое питание») ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» в Советском районе представляет полезную информацию, с которой можно ознакомиться здесь.



Изменения в законодательстве о защите прав потребителей с 1 сентября 2023 года

Так, новый порядок оказания платных медицинских услуг предусматривает возможность дистанционного заключения договора между медицинскими организациями и потребителями. Вместе с тем, организация не вправе оказывать дополнительные платные медуслуги без оформления дополнительного соглашения к договору или нового договора на данные услуги. В договоре также должны быть указаны порядок и условия выдачи медицинских документов, их копии и выписки из них. 

Согласно новым правилам, медицинская организация обязана сообщать потребителю сведения о форме и способах направления обращений или жалоб в госорганы и организации, а также по обращению потребителя выдать документы, подтверждающие фактические расходы потребителя за оказанные медуслуги и приобретенные лекарственные препараты для медицинского применения.

Дистанционная оплата медицинских услуг через счета третьих лиц не освобождает медорганизации от обязательств возврата средств потребителю, как при отказе от исполнения договора, так и при оказании медицинских услуг.

Также, новый порядок затрагивает и транспортную сферу услуг в части железнодорожных перевозок грузов и пассажиров. Указанными правилами установлен запрет на высадку из поездов несовершеннолетних граждан, не достигших 16 летнего возраста. Урегулирован спорный вопрос по пользованию столиком рядом с нижней полкой. Теперь пассажиры с верхних полок могут также им пользоваться для приема пищи в течение 30 минут утром и вечером, и 60 минут — в обеденное время.

Урегулированы правила размещения ручной клади. Преимущественное право для использования в поездах дальнего следования нижнего места для размещения ручной клади имеет пассажир нижней полки, а верхнего места — пассажир верхней полки. Если конструкцией вагона предусмотрено размещение багажа только внизу, то пассажиры, вне зависимости от занимаемого места, имеют равные права на использование места для размещения ручной клади.

С 1 сентября мелкие породы собак, не помещенные в ящики, корзины, клетки, контейнеры, перевозятся в порядке, предусмотренном для перевозки крупных и служебных собак, а именно в намордниках, с поводком и на полу купе, в котором они перевозятся под контролем владельца.

Кроме этого, запрещено использовать в пути музыкальные инструменты и средства звукоусиления, кроме слуховых аппаратов и наушников. Также по новым правилам при истечении срока действия паспорта или свидетельства о рождении допускается использование в течение 90 дней билетов, приобретенных по этим документам.

Судебная практика по защите прав потребителей:

Управление Роспотребнадзора по Кировской области в рамках ст.47 Гражданского процессуального кодекса РФ приняло участие в судебной защите прав потребителя при рассмотрении в суде гражданского дела по иску к ООО «Юридическое бюро «Партнер» о расторжении договора об оказании юридических услуг с вытекающими материальными последствиями.

Истец обратился к ответчику за оказанием юридической помощи, оплата за которую в связи с отсутствием денежных средств произведена за счет кредита. Во исполнение обязательств по договору обществом подготовлено исковое заявление, которое дважды возвращалось из суда, поскольку оно не имело правовых оснований для его предъявления изначально. Достижение конкретного результата, на который была направлена воля потребителя при заключении договора с исполнителем, не произошло.

В ходе судебного рассмотрения дела Управлением в порядке ст.47 ГПК РФ дано заключение в пользу потребителя.

В соответствии со ст.29 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон), при обнаружении недостатков оказанной услуги потребитель вправе по своему выбору потребовать от исполнителя:

-безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

-соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

-безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного оказания услуги;

-возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьим лицом.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Судом вынесено решение о взыскании с ООО «Юридическое бюро «Партнер» в пользу потребителя уплаченных по договору денежных средств, убытков, связанных с оплатой процентов по кредитному договору, компенсации морального вреда, почтовых расходов и штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, всего 41754 рубля.

Решение суда вступило в законную силу и размещено в модуле «Судебная практика» Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей (http://zpp.rospotrebnadzor.ru/) по ссылке: https://zpp.rospotrebnadzor.ru/adjudications/regional/461162

 


Возврат к списку