Информация для населения

Вопросы защиты прав потребителей

В целях популяризации национального проекта «Демография» («Здоровое питание») ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» в Советском районе представляет полезную информацию, с которой можно ознакомиться здесь.



Вопросы защиты прав потребителей


1). Предоставление товара на период ремонта.

В отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, установлен Постановлением Правительством РФ № 2463 от 31.12.2020 г. За нарушение предусмотрена ответственность – за каждый день просрочки неустойка (пени) в размере одного процента цены товара, которая определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения. 

Управление Роспотребнадзора по Кировской области в рамках ст. 47 ГПК РФ приняло участие в судебной защите прав потребителя при рассмотрении в суде гражданского дела по иску к ООО «Сеть Связной».

12.06.2021 потребителем приобретен в кредит смартфон «Самсунг» стоимостью 30633 рубля, в ходе эксплуатации которого выявлен недостаток.  04.07.2021 товар передан продавцу для проведения гарантийного ремонта.

05.07.2021 продавцу потребителем вручено заявление о предоставлении на период проведения ремонта смартфона другого товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами. 14.07.2021 от продавца получен ответ, что соответствующий подменный фонд в магазине отсутствует. Товар после ремонта 01.08.2021 возвращен потребителю.

06.08.2021 потребитель потребовал выплаты неустойки за невыполнение требования о предоставлении ему на период ремонта аналогичного товара. Продавцом предоставлен ответ о частичном удовлетворении требования о выплате неустойки при условии полного погашения кредитного договора, оформленного при покупке смартфона.

В ходе судебного рассмотрения дела Управлением направлено заключение в пользу потребителя.

Судом вынесено решение о взыскании с ООО «Сеть Связной» в пользу потребителя неустойки в размере 7351,92 руб. и штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 3675,96 руб., а всего — 11027,88 руб.

Непосредственно с решением суда можно ознакомиться с помощью Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей

2). Возврат товаров надлежащего качества, приобретенных дистанционно.

По общему правилу потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Перечень товаров, не подлежащих обмену, утвержден Постановлением Правительства РФ № 2463. В случае отсутствия аналогичного товара на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

В п. 4 ст. 26.1 Закона N 2300-1 указано, что потребитель вправе отказаться от товара, приобретенного дистанционным способом, в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. Статьей 26.2 Закона N 2300-1 установлено, что правила продажи отдельных видов товаров устанавливаются Правительством РФ-. Правила продажи товаров при дистанционном способе продажи товара, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 . В соответствии с п. 22 Правил при дистанционном способе продажи товара обязанность продавца по возврату денежной суммы, уплаченной потребителем по договору розничной купли-продажи, возникает в соответствии с п. 4 ст. 26.1 Закона N 2300-1. Из п. 22 Правил следует, что возможен возврат любых товаров, приобретенных дистанционно, в соответствии с п. 4 ст. 26.1 Закона N 2300-1. Согласно судебной практике отказ потребителя от товара, приобретенного дистанционным способом, не ограничен каким-либо перечнем товара, не подлежащего возврату (Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 31.05.2021 по делу N 8Г-8436/2021, 88-10549/2021). Но имеется и противоположная судебная практика ( Определения Первого кассационного суда общей юрисдикции от 26.11.2020 N 88-24269/2020, Второго кассационного суда общей юрисдикции от 09.06.2020 по делу N 88-11267/2020, 2-4867/2018).

3). Ответственность продавца за непередачу товара после предоплаты.

Если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать: передачи оплаченного товара в установленный им новый срок; возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом. В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.

4). Оплата товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт.

В соответствии с п. 1 ст. 16.1 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей» продавец обязан обеспечить возможность оплаты товаров путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. Вместе с тем, такая обязанность возникает у продавца, когда выручка от реализации товаров за предшествующий календарный год превышает двадцать миллионов рублей. Если оплата товаров производится в месте, где не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи и (или) средствам коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", продавец освобождается от обязанности обеспечить в этом месте возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов. Кроме того, продавец освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором составляет менее пяти миллионов рублей за предшествующий календарный год. В иных случаях продавец обязан обеспечить возможность оплаты товаров путем использования национальных платежных инструментов.

 

Консультационный пункт по защите прав потребителей

филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области»

в Советском районе,  г.Советск Кировской области ул. Кирова

д.1, т.(883375)22202,   эл.почта  31_urist@sanepid.ru



Возврат к списку