Информация для населения

Постановление администрации Советского района от 19.10.2018 №758 "Об утверждении Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации Советского района"

Постановление администрации Советского района от 19.10.2018 №758 "Об утверждении Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации Советского района"


АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОВЕТСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19.10.2018                                                                                                         № 758

г. Советск

 

Об утверждении Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации Советского района

 

В целях реализации Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», руководствуясь частью 3 статьи 11 Закона Кировской области от 30.04.2009 № 365-ЗО «О противодействии коррупции в Кировской области», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», постановлением Правительства Кировской области от 28.04.2009 № 9/94 «О мерах по противодействию коррупции в Кировской области», администрация Советского района ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации Советского района согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

2.1. Постановление администрации Советского района от 22.03.2010 № 199 «Об утверждении Правил проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и проектов муниципальных правовых актов»;

2.2. Постановление администрации Советского района от 15.04.2011 № 302 «О внесении изменений в постановление администрации Советского района от 22.03.2010 № 199».

3. Отделу документационного и информационно-технического обеспечения администрации Советского района опубликовать настоящее постановление на официальном сайте органов местного самоуправления Советского района Кировской области.

4. Главному специалисту по информационно-аналитической работе и связям с общественностью отдела по взаимодействию с районной Думой и органами местного самоуправления поселений администрации Советского района Федотовских Е.А. опубликовать настоящее постановление в Информационном бюллетене органов местного самоуправления Советского района Кировской области.

Глава Советского района    С.А. Галкин

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением администрации

Советского района

от 19.10.2018 № 758

ПРАВИЛА

проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации Советского района

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации Советского района (далее - Правила) разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации, Кировской области, на основе Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Правил проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых органами исполнительной власти Кировской области, утвержденных постановлением Правительства Кировской области от 28.04.2009 № 9/94, и определяет основные цели, задачи, порядок ее проведения.

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия:

антикоррупционная экспертиза - вид правовой экспертизы с узкой специальной задачей по выявлению в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов в целях их последующего устранения;

дискреционные полномочия - право должностного лица или органа местного самоуправления действовать по собственному усмотрению;

коррупциогенность - заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупционным проявлениям в процессе реализации содержащих такие нормы нормативных правовых актов. Коррупциогенность обуславливается наличием в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;

коррупциогенные факторы - положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции;

коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

1.3. Основной целью антикоррупционной экспертизы является определение реальной степени возможности использования особенностей нормативно-правовых формул для извлечения выгоды, то есть выявление коррупциогенных факторов.

1.4. Основной задачей антикоррупционной экспертизы является обеспечение проведения экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в целях выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений.

 1.5. Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

1.5.1. Обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

1.5.2. Оценка нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

1.5.3. Обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

1.5.4. Компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

1.5.5. Сотрудничество органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

1.6. Антикоррупционная экспертиза (за исключением независимой антикоррупционной экспертизы) нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) администрации Советского района проводится отделом юридической и кадровой работы администрации Советского района одновременно  при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

1.7. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

 

2. Коррупциогенные факторы

 

2.1. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

2.1.1. Широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органа местного самоуправления (его должностных лиц);

2.1.2. Определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

2.1.3. Выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);

2.1.4. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

2.1.5. Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

2.1.6. Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

2.1.7. Отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

2.1.8. Отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);

2.1.9. Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

2.2. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

2.2.1. Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

2.2.2. Злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

2.2.3. Юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

 

3. Инструменты обнаружения коррупциогенных факторов

 

Для обнаружения коррупциогенных факторов в текстах нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) следует:

3.1. Проанализировать все полномочия администрации Советского района.

3.2. Определить, какие полномочия диктуют администрации Советского района единственный вариант, а какие предоставляют возможность выбора разных вариантов поведения, есть ли четкие разграничения выбора того или иного варианта.

3.3. Выявить причины коррупциогенности дискреционных полномочий.

3.4. Выявить конкретные действия, к которым могут прибегать муниципальные служащие для извлечения собственной выгоды, используя широту дискреционных полномочий.

3.5. Проанализировать полномочия, которые касаются юридических (физических) лиц и могут быть связаны с наложением на них некоторых ограничений (контрольные процедуры, требование представить информацию и т.п.). Выявить положения, накладывающие чрезмерные ограничения, запреты и обязанности.

3.6. Проанализировать все отсылочные нормы и положения. Выявить, в чем возможно преследование собственного интереса.

3.7. Для выявления нормативных коллизий проанализировать нормативные правовые акты, регулирующие аналогичные отношения или наиболее общие вопросы.

 

4. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы

 

4.1. Подготовительный этап - сбор и анализ информации.

На этом этапе необходимо провести мониторинг действующего законодательства, судебной практики, научных публикаций по теме нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта).

4.2. Исследовательский этап - проведение самой экспертизы.

Опираясь на знание теории и практики, используя инструменты обнаружения коррупциогенных факторов, необходимо выявить в тексте нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) коррупциогенные нормы и положения, а также разработать рекомендации по их устранению.

Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее обоснованностью, объективностью и проверяемостью результатов.

Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупциогенных факторов.

4.3. Заключительный этап - визирование проекта нормативного правового акта сотрудником отдела юридической и кадровой работы, ответственным за проведение антикоррупционной экспертизы, либо оформление заключения экспертизы в случае выявления в тексте нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

4.4. Заключение экспертизы должно содержать:

4.4.1. Наименование и реквизиты документа, представленного на экспертизу.

4.4.2. Основания для проведения экспертизы.

4.4.3. Наименование и реквизиты нормативных правовых актов, которые использовались для выявления коррупциогенных норм и положений права, определений судов, научной литературы и т.п.

4.4.4. Конкретные положения документа, содержащие коррупциогенные нормы, с указанием структурных единиц документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупциогенных факторов.

Выявленные при проведении экспертизы положения, которые не относятся к коррупциогенным факторам, но могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении.

4.4.5. Рекомендации по изменению формулировок правовых норм либо предложения по исключению отдельных норм и положений для устранения коррупциогенности документа.

В заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в документе выявленных коррупциогенных факторов.

4.4.6. Вывод о наличии в документе признаков коррупциогенности.

4.5. Заключение экспертизы нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта), подписанное сотрудником отдела юридической и кадровой работы, ответственным за проведение экспертизы, направляется руководителю структурного подразделения (отраслевого органа) администрации Советского района, подготовившего нормативный правовой акт (проект нормативного правового акта).

4.6. Структурное подразделение (отраслевой орган) администрации Советского района, получив заключение экспертизы подготовленного им документа:

4.6.1. Вносит изменения с учетом заключения экспертизы и направляет доработанный проект нормативного правового акта на повторную экспертизу. Повторная антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится в порядке, установленном настоящими Правилами.

4.6.1. Вносит изменения в действующий нормативный правовой акт и направляет проект изменений на экспертизу.

4.6.2. Принимает решение об отзыве проекта документа либо об отмене действующего нормативного правового акта.

___________



Возврат к списку